МИНИМАЛЬНО ЖИЗНЕСПОСОБНЫЕ СЕМЬ МИЛЬ ПУТИ

04.07.2022

Предлагаем вашему внимаю отличный маркетинговый кейс, отвечающий на вопрос – когда следует начать продавать свой товар/продукт: когда он уже полностью готов и, так сказать, «вылизан до блеска» или когда он, «в принципе, готов», но еще немного сыроват…

Итак:

1. Почти 200 тысяч человек, более 1% тогдашнего населения всей Америки, приехали в Калифорнию в поисках золота. Исключая годы мировых войн, это была самая большая миграция американцев за всю историю.

2. В конце 1840-х годов три американских бизнесмена заработали миллион тогдашних долларов на строительство железной дороги в Калифорнию. Но деньги быстро закончились, а им удалось построить всего семь миль железнодорожного пути.

3. В 1851 году первая группа мигрантов обратилась к владельцам строительства за разрешением проехать хотя бы семь миль по этой дороге, потому что даже такое ускорение пути до Калифорнии было очень важным. Владельцы поняли, что они могут начать зарабатывать даже на недостроенной дороге. Начав зарабатывать, подняли еще денег от банкиров и вложили их в достройку дороги.

4. Перед началом первых перевозок локальный офис решил подшутить над штаб-квартирой и отправил туда предложения по тарифам с абсурдно высокими ценами. Но менеджеры восприняли это серьезно и одобрили эти цены. И самое главное, что пассажиры эти деньги платили. Потому что до открытия Трансконтинентальной железной дороги в 1869 году, не было другого способа быстро добраться до Калифорнии.

5. Когда в 1855 году строительство, наконец, закончилось, железная дорога была прибыльной уже несколько лет. Выйдя на биржу, компания стала самой дорогой компанией на Нью-Йоркской бирже. А первые семь миль пути — минимальным жизнеспособным продуктом.

6. Да, можно продавать то, что еще окончательно не готово — если оно строится, но строится - в правильном направлении. Даже так: стоит продавать, что еще окончательно не готово, чтобы понять, что это — правильное направление.

7. И еще, минимальный жизнеспособный продукт вовсе не обязательно должен стоить копейки...

В современном маркетинге подобная система называется MVP (англ. minimum viable product) – «минимально готовый продукт». Данная система позволяет протестировать продукт на ранней стадии, что особенно актуально для стартапов, с их, зачастую непредсказуемым результатом, минимальным вложением первоначальных средств и необходимостью быстрого выхода на рынок.

При этом, важно понимать, что MVP — это НЕ прототип. Минимально жизнеспособный продукт содержит только самую необходимую функциональность, но он не должен быть примитивным или плохо работающим. Напротив, основную (путь на первое время и единственную) функцию MVP должен выполнять как можно лучше.

Классическими примерами удачного старта MVP являются, например, интернет-магазин Wildberries, мессенджер WhatsApp, агрегатор Uber. Все эти компании объединяло одно – на начальном этапе они выпустили минимально готовый, но востребованный и, главное, нужный рынку продукт. А уж потом доводили его до совершенства.

Подход MVP напоминает такую методологию как «дизайна мышления», в основе которой лежит творческий поиск, и самые оригинальные, а порой и неожиданные идеи, как раз и ведут к лучшему варианту решения задачи.

P.S. Кстати, первые револьверы Кольта отличались плохой центровкой, были ненадежны и даже опасны в эксплуатации. Легендарная «кольтовская» надежность пришла только через два-три года использования, в процессе совершенствования уже продаваемого оружия. При этом, стоит этот кольт весьма прилично - 20 долларов за штуку (по современному курсу это 600 $). Делаем выводы...